Территориальная профсоюзная организация Мурманский траловый флот
Территориальная профсоюзная организация
"Мурманский траловый флот"
Информационный бюллетень № 53

Статья о работе экипажей судов М-0006 "Захар Сорокин" и М-0008 "Олег Найденов"

Точно к празднику!
Андрей Попов
Мурманск встретил моряков приветливо: солнечной и теплой погодой. Хотя, конечно, не Африка, у берегов которой почти полгода вели промысел экипажи двух на сегодня, пожалуй, самых мощных в Мурманском траловом флоте супер - траулеров знаменитого типа "Моонзунд" немецкой постройки - "Олег Найденов" и "Захар Сорокин". Впрочем, на родную сторонушку хочется поскорее попасть и в самую свирепую стужу. Особенно после той напряженной работы, что выпала на долю экипажей двух родственных судов, можно сказать, друзей-соперников, рыбачивших по соседству.
А перед тем, как разъехаться по таким долгожданным после полугодичного рейса отпускам, встреча с руководством предприятия и профсоюзом. Это уже стало в Мурманском тралфлоте доброй традицией - сразу после передачи дел сменным экипажам и долгого перелета на Родину "найденовцы" вместе с "сорокинцами" делятся со своим начальством самой свежей, еще "горячей" информацией обо всех перипетиях продолжительной вахты в морской экономической зоне Мавритании. А самое главное: руководство ЗАО "МТФ-1,2,3,4", в чей состав входят эти суда, специально подгадывает так, что смена экипажей происходит аккурат ко Дню рыбака. А праздник этот приходится как раз на середину лета. Так что и та, и другая смена каждого экипажа судна каждый год успевает поровну насладиться всеми прелестями отпускного сезона. Надо ли говорить, как это важно для редко видящих семьи рыбаков.
Принимал представителей экипажей и председатель профкома ТПО "Мурманский траловый флот" Владимир Кудишкин. В его кабинете корреспондент "МВ" и встретился с вернувшимися с промысла рыбаками.
...Они заходят не то чтобы, стесняясь, но как бы заново привыкая к помещениям, в которых не надо автоматически искать рукой точку опоры на стене, как во время качки. Хотя, как говорят моряки, с погодой им в этот раз очень даже повезло. Да только вот у рыбы свои климатические пристрастия. По словам капитана-директора М-0006 "Захар Сорокин" Алексея Анисимова температурный режим воды был несколько необычен для "зимнего" периода" в Мавритании. Поэтому обычно в изобилии водящиеся в тамошних водах сардина с сардинеллой почти не попадались. Но рыбаки в накладе не остались. Зато хорошо шла ставрида, причем крупная. А она на мировом рыбном рынке ценится куда дороже.
- Огорчает только, что вот на российский берег, насколько я знаю, - говорит Алексей Викторович, - ставрида теперь практически не поступает. В разделанном уже виде ставрида да, в небольших объемах, скумбрия идут только на калининградский консервный завод. До родного Мурманска нам не дотянуть, слишком "длинное плечо" перехода. А это дополнительный расход топлива, которое тралфлот закупает самостоятельно, без всякой помощи со стороны. Потому и многие, ранее хорошо освоенные удаленные районы мирового океана пока оставлены - Тихий, Индийский океаны, Антарктида.
Да, об этом всем известно. О необходимости скорейшего возвращения российского рыбодобывающего флота в отдаленные районы не раз в последнее время говорилось и на правительственном уровне. Но пока суть да дело... Между тем Мурманский траловый флот на сегодня - едва ли не единственная из российских рыбопромысловых компаний, даже в самые трудные для отрасли времена не уходившая из Мирового океана.
Но чтобы с гордостью демонстрировать на морских просторах российский флаг, одного желания мало. Нужны современные, оснащенные по последнему слову техники суда. В Тралфлоте это хорошо понимают. И те же "Олег Найденов" и "Захар Сорокин" прошли глубокую модернизацию соответственно в 2005 и 2007 годах. На них были заменены силовые установки, производственное оборудование, смонтированы новые высокоэффективные морозильные установки.
Как образно сказал на встрече помощник капитана "Олега Найденова" по производству Роман Федорцов, на осовремененных "Моонзундах" производственные мощности увеличены до такого "беспредела", что и рыбы-то нынче столько не водится в океане, чтобы их обеспечить сырьем.
- Правда, промысловая обстановка в мавританской зоне, где мы сейчас работали, год на год не приходится. Но на этот раз все сложилось удачно. Могли за сутки замораживать до 180 тонн. И в принципе возможно и еще больше. Хватало бы сырья.
Слегка разгорячившись по ходу разговора, представители двух экипажей стали друг друга по-дружески "подкалывать", хвастаясь возможностями своих судов. Как выяснилось, у "Сорокина" они чуть-чуть поскромней. Но только чуть-чуть. На нем также установлена самая новая техника. В частности, разделочная. Что очень важно: именно на разделке только что выловленной рыбы и продаже ее в данном виде экипаж часто спасался в трудные годы. Продавать такую выгоднее. Да и спрос постоянен.
Как настоящие "профи" своего дела, специалисты обоих судов без бахвальства, но с понятной гордостью говорили, что на промысле по сравнению с нашими "Моонзундами" также, если не самую малость более эффективны только исландские суда. Да и то лишь в отношении рыбопоисковой аппаратуры. При упомянутой нехватке сырья для полной загрузки имеющихся мощностей нужна как раз такая техника самых последних образцов. Но справедливости ради тут же отмечали, что по крайней мере экипажам судов, входящих в состав подведомственных Консорциуму "Мурманский траловый флот" компаний "МТФ-2" и "МТФ-3" (к ним относятся данные траулеры), грех жаловаться на свое руководство. Каждый год хоть понемножку, но что-то из необходимой аппаратуры обязательно покупается. В этом отношении среди других рыбодобывающих предприятий трафлотовцы идут, пожалуй, впереди всех.
Нет, по отзывам рыбаков и вопросов по тралам. Закупают самые лучшие, в том числе хорошо зарекомендовавшие себя "Сириусы" калининградского производства, на которых даже некоторые исландские экипажи с удовольствием работают. А уж и них-то есть вроде выбор.
Председатель профкома Владимир Кудишкин от себя добавил: два модернизированных "Моонзунда" хорошо, но останавливаться на этом никак нельзя. Тралфлот и не останавливается. В самое ближайшее время на модернизацию будет отправлен еще один траулер данного типа - "Александр Косарев". Делается это по мере изыскания свободных средств.
Улучшены на модернизированных судах и бытовые условия. По полгода вдали от дома, на волнах - не шутка. Совместными усилиями с профсоюзом на "Сорокине" перед этим рейсом поставили спутниковую антенну. Принимается не все, но хотя бы русскоязычный Евроньюс смотрят. Все же не совсем оторванными от дома чувствуют себя. Есть и спутниковый телефон. Дороговато, конечно, признают моряки. Но зато позвонить можно в любое время дня и ночи. Поинтересоваться, дома ли жена, шутят мужики.
Что, кстати, до жен, то после данного рейса они должны остаться явно довольны. Производственные результаты таковы, что и зарплата вышла более чем достойная. Как говорили на встрече моряки, их товарищи из мелких рыбодобывающих компаний признавались, что там ориентируются на уровень оплаты труда в Тралфлоте. Это ведь единственный в Мурманске "оставшийся в живых" гигант отрасли. Важно и то, добавил Владимир Кудишкин, что в мелких компаниях отсутствуют колдоговоры, до сих пор практикуется "серая зарплата". По его мнению, у таких надо просто отбирать лицензию на право выхода в море и передавать их квоты "прозрачным" компаниям, честно пополняющим бюджет.
Откровенно спросил собравшихся: если вам предложат в мелких компаниях, пусть и сомнительных, но большую, чем в Тралфлоте зарплату, сбежите? В ответ мне привели опять же опыт друзей из других "рыбных" фирм. Некоторые, из которых, кстати, так в свое время и поступили, а потом запросились обратно, в МТФ. Здесь главное - стабильность. Там же отходил ты рейс и - "до свидания", повсеместно заключены срочные трудовые договоры. Ты снова без работы. Работники Тралфлота знают, что по возвращении из отпуска гарантированно вернутся на свое судно. И полный соцпакет обеспечен. Ну где еще столкнешься с ситуацией, когда предсудкома бегает по каютам и предлагает всем бесплатные санаторные путевки? Только берите.
Хотя сложившаяся ситуация с теми же детскими путевками, предлагаемыми областным Министерством  образования  и науки, обидело многотысячный коллектив рыбаков. Как сказал капитан-директор М-0008 "Олег Найденов" Вадим Манторов, задевает сама формулировка: частичная компенсация за самостоятельно приобретенные предприятием детские  путевки предусмотрена Постановлением Правительства Мурманской области  только в отношении градообразующих предприятий, в число которых не входят флоты «Косорциума МТФ». 
Рыбаки, дающие нынче в областной бюджет всего 7-8 процентов поступлений, под такую градацию уже не подходят. А ведь когда-то, с легкой грустью вспомнил кто-то из присутствующих как бы про себя, 60 процентов населения Мурманска было занято в рыбной промышленности. Обидно рыбакам, что если командный состав как правило молод, но уже опытен, то в рядовой состав нынче желающих все меньше. Труд-то в море никогда не был легким.
Исполнительный директор ЗАО "МТФ-1,2,3,4" Юрий Паршев с этой проблемой, понятно, знаком лучше других. Но оптимизма не теряет. Молодые капитаны и остальной комсостав на судах Тралфлота вселяют надежду, что у предприятия хорошие перспективы. Видя огонек в их глазах, он убеждается, что все у них получится. А что же касается омоложения рядового состава, то ситуация на флоте в точности повторяет сложившуюся в стране в целом. Молодые судовые специалисты стремятся в поисках лучшей доли в дальние края. Российские моряки не исключение - бороздят водные просторы под самыми разными флагами. Но словами уговаривать вернуться никого будет не надо, когда Тралфлот на деле доказывает свою привлекательность. К этому предприятие и стремится.
С Днем рыбака, дорогие труженики моря!

Наш адрес:
183038, г. Мурманск, ул. Шмидта, дом 43
Телефон:
(8152) 28-81-51
(8152) 28-81-52